Группа «Рябинки» МБДОУ «Детский сад № 97», г. Иваново, Педагог Бардюкова Анна Владимировна

Проект "Что нам осень подарила?"

 П Р О Е К Т

«Что нам осень подарила»

для детей старшей логопедической  группы 2013

 

Вид проекта: познавательно-творческий, коррекционно – оздоровительной направленности, коллективный

Возраст детей: 5-6лет

Разработчики проекта:

Крюкова Ирина Леонидовна – высшая категория \ муз. Руководитель

Бардюкова Анна Владимировна - высшая категория \ воспитатель

Вахотина Оксана Владимировна -  первая категория \ учитель – логопед

Шульц Ирина Витальевна – высшая категория \ воспитатель

Кривова Анна Григорьевна – инструктор по физ. воспитанию

Продолжительность проекта: среднесрочный(1 месяц)

Реализуемые подпроекты: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Лесные ягоды, грибы»

 Участники проекта: дети, родители, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.


Сроки реализации проекта: 07. 10. 2013 – 31.10. 2013

Цель: формирование знаний у детей об осени по средствам психолого-педагогического,  художественно-эстетического, физического развития. Показать структуру взаимодействия воспитателей и специалистов.

Актуальность: мы считаем, что у детей недостаточно сформированы представления о явлениях природы, чувствах любви и бережного отношения к ней, умения любоваться красотами природы, так же невысокий  уровень экологической культуры. Поэтому воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе мы предполагаем, сформировать любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызовет у детей глубокий интерес к ней, расширит знания. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше дети узнают природу своей Родины, тем больше они начнут любить её.

Задачи:

Развивающая:

· развивать коммуникативные навыки, ритмико - интонационную выразительность речи;

· способствовать развитию психических процессов, мышления;

· развивать у дошкольников интерес  к спорту, к физическим упражнениям и играм.

Образовательная:

· уточнять и расширять представления детей о признаках осени, о многообразии и пользе овощей и фруктов, лесных ягод и грибов, созреваемых в осенний период;

· формировать обобщённые представления об изменениях в живой и неживой природе осенью;

· расширять и закреплять представления детей  о труде людей осенью;

· формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках, играх и хороводах;

· совершенствовать физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;

· формировать привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

· способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 

 

Коррекционно – речевая:

· совершенствовать культуру речи, расширять и активизировать словарный запас детей;

· Формировать у детей лексико-грамматические категории путем расширения и уточнения словаря, отработки навыков словообразования и словоизменения;

· Формировать навык связного высказывания, обучать пересказу и составлению рассказа-описания, с использованием мнемотаблицы;

· побуждать детей к словотворчеству.

 

Воспитательная:

· воспитывать бережливое и гуманное отношение к природе, эмоциональный отклик об общении с природой;

· воспитывать любовь к спорту;

· воспитывать эстетические чувства.

 

Формы реализации проекта:

· НОД, свободная деятельность детей, совместная деятельность детей и педагогов, деятельность детей и родителей;

·  осеннее развлечение;

· игры разной направленности (дидактические, с/р игры, п/и, игры с пением, эстафеты и др.) ;

· беседы, слушание музыки;

· рассматривание иллюстраций, открыток;

· наблюдение на прогулках;

· использование мультимедийных презентаций;

Работа с родителями:

· организация выставки поделок из природного материала;

· рекомендации для родителей;

· изготовление атрибутов к играм, развлечениям и др.;

· активное участие в проекте.

Предполагаемый результат:

· обогащение знаний детей об осени, как цикличности времён года;

· обогащение  художественно-эстетического восприятия детей и ритмико-интонационной выразительности речи;

· закрепление умения использовать в самостоятельной деятельности игры разной направленности;

· укрепление взаимосвязи детей, педагогов и родителей.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

1.Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями

2.Подбор методической литературы.

3.Подбор, материала для организации деятельности с детьми и родителями.

Сотрудничество с родителями:

· оформление папок – передвижек для родителей по теме подпроектов, подборка фотографий, литературы;

· рекомендации для родителей о выполнении рекомендаций логопеда и воспитателей;

· консультации по изготовлению поделок из природного материала;

· проведение родительского собрания;

· изготовление масок и костюмов к осеннему развлечению.

Основной этап: (Реализация проекта)

№ п/п

Образовательная область

Содержание деятельности детей

Ответственный

Взаимодействие с родителями

1

Физическая культура

Комплексы утренней гимнастики: «Осенние месяцы», «Деревья и кустарники», «Дикие животные», «Явления природы».

ОРУ: «Осенью в лесу», «Дождик», «Осенние листочки», «По грибы».

Подвижные игры:

«Собери листочки», «Найди свое флажок», «Капуста-морковка», «Воробьи и вороны», «Волк во рву».

Эстафеты:

«Быстрые лягушки»,

«Как сажали-собирали урожай»,

«Перенеси фрукты».

 Руководитель физической культуры.

Воспитатели группы.

Привлечение родителей в спортивно-игровую деятельность.

2

Здоровье

Формирование правильной осанки: ходьба на носочках руки прямые вверху, упр. «петух» , ходьба по гимн. скамейке с заданиями.

Руководитель физической культуры.

Воспитатели группы.

Консультация с родителями на тему: «Витамины с грядки»

3

Безопасность

 Просмотр презентации «Опасные грибы»

Беседы:

«Съедобные и несъедобные грибы и ягоды»,

Массаж лица:

 «Дождик, дождик, веселей!»

Дыхательные упражнения: «Солнышко и тучка», «Аромат осеннего леса»

Дидактические игры:

«Что бывает осенью?», «Разложи по порядку»

Воспитатели группы.

Оформление папок – передвижек для родителей по теме:  «Съедобные и несъедобные»

4

Социализация

Сюжетно-ролевые игры:

«В лес за грибами»,

«Овощной магазин»

Подвижные игры:

«Найди свое лукошко», «Филин и мыши»

Мини-сценка:

«Брусничка-ябеда»

Пантомима:

«Муравей»

Дидактические игры:

«Ванин или Дашин грибок», «Кого - чего в лесу много?»

«Фрукты на прилавках  в магазинах»

«Поваренок»

Рассматривание иллюстраций по теме подпроектов.

Воспитатели группы.

Рекомендации для родителей на тему: «Как сделать осенний коллаж»

Оформление печатных мини – практикумов по изготовлению игрушек из природных даров осени.

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно - ролевой игре

5

Труд

 Беседа:

 «Фрукты в саду»

«Как помочь взрослым в уборке урожая»

Уборка сухих листьев на участке детского сада.

Воспитатели группы.

Организация субботника. «Подготовка участка к зимнему периоду»

6

Познание

Сенсорное развитие

Дидактические игры:

«От маленького грибочка до большого»,

«Какой формы фрукт»

Конструирование

«Магазин овощей»

ФЭМП

«Сколько овощей на грядке»

Дидактические игры:

«Где? Сколько?»

«Посади столько же»,

«Какой по счету», «Путешествие в лес»

Формирование целостной картины мира

«В лес за грибами и ягодами»

«Фрукты в саду»

«Собираем овощи»

«Осень»

Рассматривание тематических папок: «Фрукты», «Овощ», «Грибы и ягоды», «Осень»

Дидактическая игра:

«Где растет?»

Просмотр презентаций: «Овощи»,

«Хозяйка с базара пришла. Тувим»,

 «Фрукты»,

 «Что такое осень?»,

«Что нам осень подарила», «Осенние зарисовки», «Осенние превращения», «Почему ноябрь пегий?» (Сладков),  «12 месяцев», «Времена года».

Оформление тематических папок – альбомов:

«Мои любимые фрукты и овощи», «Натюрморт», «Грибы», «Лесная кладовая»

Воспитатели группы.

Рекомендации для родителей, в соответствии с лексической темой подпроектов: «Фрукты», «Овощи», «Грибы и ягоды», «Осень», направленных на закрепление изученного материала.

7

Коммуникация

Развитие лексико – грамматических категорий

Д/И: «Что бывает осенью?»

«Волшебный мешочек»,

“Один-много”,

«Чего много в корзине?»,

“Большой- маленький”,

“Подскажи словечко”, «Подбери признак»,

 «Жадина»,

«Весёлый счёт».

“Назови сок, салат”, «Повар»

 «Вершки - корешки»,

 «Сравни  пары»,

“Чего не стало”,

"Четвертый лишний", «Съедобный - несъедобный»,

«Угадай по описанию»

Пальчиковая гимнастика

«Дождь», 

«Вышел дождик погулять», «У Лариски - две редиски», «Фруктовая ладошка», «Компот»,

«За грибами»,

«Где вы были?»

Речь с движениями

«Осенью»,

«Дождик»,

«Сажаем огород»,

“Урожай”.

«Засолка капусты»,

«Мы вчера в саду гуляли»,

«1-2-3-4-5 в лес идём мы погулять»,

«Грибы»,

Игра-хоровод «Кабачок»

Развитие связной речи

Составление рассказа – описания, с использованием мнемотаблицы:

«Осень»,

«Расскажи  о  своём  любимом  овоще»,

«Расскажи о своём любимом фрукте»,

«Грибы и ягоды»

Пересказ: Э.Шим «Кто  как  одет», Я.Тайц «По грибы».

Развитие диалогической речи:

С/Р игра «Магазин»

 Логопед.

Воспитатели группы.

Рекомендации для родителей,

 в соответствии с лексической темой подпроектов: «Фрукты», «Овощи», «Грибы и ягоды», «Осень», направленных на формирование лексико – грамматических категорий, развитие связной речи

8

Чтение художественной литературы

 Г.Скребицкого «Осенние дожди».

И. Соколов – Микитов«Листопадничек».

И.Бунин «Листопад»

В. Бианки «Прячутся…».

Тувим «Спор овощей»,

Н.Носов, «Огородники» » М.Соколов-Микитов «Листопадничек,

 В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

 «Хроменькая уточка» (украинская сказка),

Л. Толстой (басня «Старик и яблони»),

«Мужик и медведь» - р.н.с.

«Приходите в огород» (шотландская песенка Э.Островская «Картошка»

Русские народные сказки:

«Крошечка – Хаврошечка»

Загадки по теме.

Стихи: «Яблонька»Е. Стюарт

У. Рашид «Наш сад»

Е. Благинина «Угадайте,  где  мы  были»

В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухо­мор», «Подберезовик»), Алиева Н. «Гриб-волшебник», Толстой А. «Грибы», Павлова Н. «Земляничка».

 Логопед. Воспитатели группы.

Заучивание стихов:

«Осенью» А.Плещеев, «Овощи» Тувим, «Угадайте,  где  мы  были»  Е. Благинина,

«В лесу» Н. Гладков

Чтение художественной литературы, в соответствии с лексической темой подпроектов: «Фрукты», «Овощ», «Грибы и ягоды», «Осень»

9

Художественное творчество

Рассматривание папок с подборками репродукций художников по темам:

«Ах! Как осень ты прекрасна», «Натюрморт»

Рисование:

«Осеннее дерево»

«Очарован, лес стоит»

«Фруктовая сказка»

«Забавные морковки»

Аппликация:

 «В лес за грибами»

«Натюрморт»

Лепка:

«Яблочко наливное»

«Натюрморт с овощами»

«Полянка грибов»

Воспитатели группы.

Организация выставок детских работ.

Изготовление масок и костюмов к осеннему развлечению. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природных даров, детских костюмов.

10

Музыка

  Разучивание песен, хороводов, танцев:

1 «Осенняя песенка» муз.Д.Васильева-Буглая.

2 Песня-хоровод « Грибочки».

3Хоровод «Осень- гостя дорогая».

4Песня « Осень милая, шурши» муз.Еремеевой.

5 Танец « Дружба».

6 Игра « Пугало».

Слушание музыки:

Дакен «Кукушка»

П.И.Чайковский « Осенняя песнь»

Шуман « Весёлый крестьянин».

Рассматривание иллюстраций,

чтение стихов на осеннюю тематику.

Музыкально-дидактические игры:

1.«Собери листочки – детки на ветке»

2. «Грустно-весело»

 Логоритмика:

 « Листочки», « Щиталочка», « Кто скорей возьмёт грибок».

Музыкальный

руководитель.

Воспитатели группы.

Осеннее  развлечение.

Изготовление масок для хоровода.

 Разучивание с родителями частушек к итоговому мероприятию.

Заключительный этап:

1. Подведение итога конкурса «Что нам осень подарила» среди семей;

2. Оформление фото выставки «Как мы осень провожали»

3. Демонстрация выставки поделок детям детского сада

4. Итоговое мероприятие совместное с родителями, построенное на взаимодействие детей, педагогов детского сада и родителей.

- отчет о проекте для родителей;

- фото отчет;

 - вручение памятных дипломов по итогам конкурса «Что нам осень подарила»

5. Анализ критериев отслеживания результативности:

- педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;

- собран и систематизирован весь материал по темам  подпроектов;

- в речевом развитии детей наблюдается положительная динамика: значительно пополнился их словарный запас; сформировались обобщающие понятия; высказывания становятся всё более развернутыми и связными,  меньше допускают аграмматизмов  в речи.

Знают и называют:

- большое количество овощей, фруктов, грибов и лесных ягод.

 - осенние приметы и явления:

 - пословицы, поговорки об осени;

- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют песни, игры, хороводы, музыкально-дидактические игры, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

 6. Презентация проекта на педагогическом совете:

- распространение и передача полученного педагогического опыта в процессе реализации проекта.

7. Вывод.

Мы пришли к выводу, что разнообразие форм взаимодействия педагогов МБДОУ и семьи позволило заинтересовать родителей,

 и активно включить их в воспитательно-образовательный процесс.

На практике мы убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные и познавательные способности.

Используемая литература:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР

2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе

3. Гомзяк О. С. Говорим правильно, взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе

4. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР

5.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 224 с. — (Программа развития). — Ч. 1.

6. Программа « Гармония» автор Тарасова К. В., Нестеренко Т.В.

7.Гоголева М.Ю  «Логоритмика»

8. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 за 2008 год, №7,№8 за 2011 год.

9. Журнал « Музыкальная палитра» №4 за 2007 год, №7 за 2009 год.

10. Т. Е. Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду».

11. Е. Н. Вареник, З. А. Корпыханова, Е. В. Китова Физическое и речевое развитие дошкольников: взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре.

12. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

13. Л. В. Волошина Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. «Играйте на Здоровье!» 


17 апреля 2017 в 12:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.