Группа «Рябинки» МБДОУ «Детский сад № 97», г. Иваново, Педагог Бардюкова Анна Владимировна

Программа "Коррекция речи детей средствами театрализованно игровой деятельности"

 Театральный кружок «Мандарин»

Пояснительная записка.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития человека в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций.

Дошкольный возраст - чрезвычайно важный период развития ребенка, в котором происходят существенные изменения высшей нервной деятельности, развивается мышление, формируются все стороны речи. Бла­годаря родному языку малыш получает широкие возможности общения с другими людьми, речь помогает ему понять других, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в ко­тором живет ребенок.

Развитие речи имеет большое значение для психического развития ребенка. С ее помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие.

В речевом развитии ребенка особое значение имеет ранний воз­раст. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого разви­тия детей; идет становление качественной и количественной стороны речи.

Мы живем в мире высоких технологий, которые заменяют нам и нашим детям систему прямого речевого общения. Многие дети перестали читать, все чаще они обращаются к аудиокнигам, родителям в большинстве своем проще предложить ребенку посмотреть обучающую программу по телевизору или компьютеру, чем совместно посредством прямого общения разобрать необходимую тему. С одной стороны, это прекрасный ход в системе обучения, но отсутствие обратной, речевой связи может свести на нет всю образовательную задачу. В результате мы наблюдаем скудный словарный запас, неумение общаться, а сама речь становиться безграмотной, это постепенно приводит к ситуации молчания. И, как следствие, во взрослой жизни мы получаем замкнутую, неуспешную личность.

Когда же происходит основное развитие или становление речи, - то очевидно, данная проблема имеет свое начало в детстве. По мнению Л. С. Выготского, ограниченные речевые возможности ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей.

Особое внимание на речевое развитие малышей необходимо обращать в раннем возрасте. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные речевые особенности и недостатки речевого разви­тия детей, идет становление качественной стороны речи. В этом возрасте интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Формирование и развитие человека проходит в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.

В дошкольном возрасте особое внимание уделяется игре, так как она является ведущим видом деятельности.  Необходимо подобрать такой вид игры, которая бы сочетала в себе решение всех задач речевого развития детей во всех возрастных группах, и была интересна ребенку на каждом этапе деятельности.

Именно театрализовано - игровая деятельность решает все необходимые речевые задачи для работы с детьми с ОНР. Так исследования, проведенные Галиной Анатольевной Волковой, убедительно показали, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи.

Театрализованные игры предполагают произвольное воспроизведение какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используют при пересказе рассказов, сказок и диалогов. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом. В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.

Именно поэтому влияние театрализовано - игровой деятельности на развитие речи детей приобретает особую актуальность.

Цели программы:

В дошкольном образовательном учреждении.

Цель. Программа «Коррекция речи детей средствами театрализовано – игровой деятельности» не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью программы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей, всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов, так же развитие мотивации у детей на устранение своих речевых дефектов средствами театрализовано - игровой деятельности.

 

Гипотеза программы

Коррекция нарушений речевого развития детей с общим недоразвитием речи будет осуществляться успешно, если обеспечить систему использования театрализованных игр на специально организованной деятельности и в повседневной жизни.

Исходя из основной цели и для проверки гипотезы, были выделены следующие задачи:

1. Развитие познавательных процессов, активизацию речевой деятельности детей, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, правильного дыхания, развитие темпо - ритмической стороны речи, мимики, пантомимы.

2. Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы.

3. Развитие всех компонентов речи: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков, совершенствование слоговой структуры слова, уточнение структуры предложения, совершенствование связных высказываний.

4. Воспитание духовности, личностных качеств детей: креативности, эмпатии, симпатии, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и др.

5. Развитие эстетических способностей.

6. Обеспечение понимания детьми способов коррекции речи.

7. организация окружающего игрового пространства: создание и систематическое обогащение, и наполнение предметно - развивающей среды для свободной деятельности детей в соответствии с выбранной темой.

 

В семье

Цель: создание условий для коррекции речи детей и поддержания интереса ребёнка к средствам  театрализовано – игровой деятельности.

Задачи:

1. Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

2. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

3. Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

4. По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.

5. Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

6. Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях

20 февраля 2014 в 22:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.